Программа повышения квалификации «Управление снабжением и запасами»
«Это совершенно новая программа, которая предлагает слушателям системный взгляд на вопросы управления закупочной деятельностью в организации, включая как тактические, так и стратегические аспекты снабжения – планирование и разработку новых закупочных схем и методов, связи и взаимодействия с поставщиками, другими отделами компании, потребностями и запросами конечного потребителя. Обилие практических примеров и обзор современных информационных технологий делают ее уникальным образовательным продуктом в рассматриваемой области»
Начало обучения: февраль 2020Направление подготовки: менеджмент
Трудоемкость программы: 76 аудиторных часов.
Минимальный срок обучения: 3 месяца.
Форма обучения: очная, возможно дистанционное обучение (см описание ниже*)
Время занятий: вечернее
Численность группы: 20 чел.
Итоговая форма аттестации: тестирование. Предусмотрены домашние задания
Удостоверение о повышении квалификации НИУ ВШЭ
* Дистанционное обучение предполагает полноценное участие в занятиях в режиме реального времени посредством подключения к видеоконференции, включая демонстрацию презентационных материалов, возможность задавать вопросы преподавателю устно или через чат.
Академический руководитель программы – к.э.н, доцент Сверчков Павел Александрович
( psverchkov@hse.ru / +7 985 268 0 269 )
Менеджер программы – Толокольников Андрей Гениевич
( atolokolnikov@hse.ru / +7(495) 772-9590 #22630 / +7(977) 486-14-74 )
Цель программы: повышение профессионального уровня специалистов и руководителей организаций корпоративного сектора в области управления закупками и запасами товарно-материальных ценностей. В ходе обучения у слушателей программы формируется набор компетенций, позволяющий эффективно решать различные задачи, возникающие в рамках закупочной деятельности:
- знать операционные области в рамках снабжения, основные бизнес-процессы и принципы построения организационной структуры управления функцией снабжения, ключевые показатели эффективности снабжения;
- знать подход к категоризации и управлению номенклатурой покупных товарно-материальных ценностей (далее – ТМЦ), владеть навыками построения дерева категорий и подкатегорий ТМЦ;
- уметь проводить анализ затрат в категории ТМЦ, понимать преследуемые цели и основные выводы, к которым может прийти специалист по результатам такого анализа;
- уметь собирать, оценивать и уточнять основные требования подразделений-заказчиков к ТМЦ;
- осуществлять поиск источников информации о рынке категории ТМЦ; уметь проводить анализ рынка категории (включая владение методиками «Пять сил Портера», «PESTLE-анализ» и другими), выделять и оценивать основные параметры «силы спроса» и «силы предложения», влияющих на выбор категорийной стратегии;
- знать типовые категорийные стратегии и критерии их выбора, вести разработку уникальной категорийной стратегии для конкретной категории ТМЦ на основе одного из типовых видов;
- осуществлять внедрение категорийных стратегий, отслеживать достижение предусмотренных ими целевых показателей эффективности;
- понимать основные пути обеспечения притока новых коммерческих и технических инициатив по сокращению затрат на снабжение в рамках актуализации категорийных стратегий;
- знать состав и принципы выстраивания работы кросс-функциональных групп по категориям ТМЦ, понимать основные факторы, влияющие на эффективность их работы;
- вести поиск новых поставщиков в категории с использованием профильных информационных технологий; осуществлять первичное привлечение поставщиков через запрос информации;
- уметь проводить (пред)квалификацию / аккредитацию поставщиков, владеть методикой и критериями проверки поставщика «на входе» в организацию;
- понимать цели и критерии сегментации поставщиков; вести разработку программы стратегического партнерства с поставщиками, владеть критериями отбора и этапами построения сотрудничества с такими партнерами;
- уметь проводить оценку поставщиков по результатам исполнения договорных обязательств, владеть методикой и критериями оценки; вести разработку плана мероприятий в целях улучшения показателей деятельности поставщиков, осуществлять мониторинг его выполнения;
- знать классификацию рисков в цепях поставок, уметь идентифицировать и управлять основными рисками, ассоциированными с работой поставщиков;
- знать основы планирования потребности в покупных ТМЦ, понимать принципы и способ формирования заявок на основе сформированных потребностей;
- знать основные виды каналов снабжения и принципы выбора подходящего канала в зависимости от ряда характеристик категории ТМЦ;
- знать классификацию способов выбора поставщика, владеть основными способами конкурентных и неконкурентных закупок в категории, уметь применять каждый из них для выбора поставщика;
- владеть перечнем и методикой оценки основных критериев выбора поставщика, понимать их применимость к различным категориям ТМЦ / условиям закупки;
- знать основные элементы общей стоимости владения ТМЦ, способы расчета и учета при выборе поставщика;
- знать основные типы аукционов в снабжении (вкл. английский, голландский, японский и т.д.), уметь осуществлять выбор наиболее подходящего типа и его последующее применение;
- владеть основными формами договорных отношений с поставщиками, уметь подбирать форму договора в зависимости от выбранного канала снабжения;
- владеть методикой формульного ценообразования на приобретаемые ТМЦ при заключении долгосрочных договоров;
- знать транзакционные процессы в рамках снабжения (ведение заказа на поставку, отслеживание поставок, приемка ТМЦ, ведение взаиморасчетов с поставщиком, ведение претензионной работы), понимать последовательность и принципы их осуществления;
- понимать основные виды затрат, связанных с наличием запасов ТМЦ, и способы их оптимизации;
- владеть классификацией запасов, знать предназначение каждого вида запасов и набор параметров, влияющих на их уровень;
- знать основные модели пополнения запасов, используемые при управлении циклическим, страховым и подготовительным видами, уметь применять их на практике;
- знать основные формы взаимоотношений с поставщиками в рамках совместного управления циклическими и страховыми запасами, уметь осуществлять выбор наиболее подходящей формы;
- знать логику выбора позиций и определения размера аварийно-технического и спекулятивного видов запасов, уметь применять указанные знания на практике;
- уметь определять корневые причины возникновения неликвидных и невостребованных ликвидных запасов, осуществлять превентивные меры по их предотвращению;
- владеть алгоритмом действий по сокращению имеющихся неликвидных и невостребованных ликвидных запасов, осуществлять их повторное вовлечение в потребление / реализацию;
- владеть подходом к осуществлению диагностики функциональных областей в управлении цепями поставок, знать основные требования к проектной команде и инструменты анализа;
- уметь проводить диагностику функции снабжения в организации, знать основные показатели и области для анализа, владеть некоторыми межотраслевыми бенчмарками;
- уметь осуществлять первичный сбор и исследование гипотез по повышению эффективности снабжения, осуществлять планирование и защиту проектов повышения эффективности.
Программа разработана сотрудниками факультета Бизнеса и менеджмента Высшей школы экономики с привлечением представителей профессионального сообщества. Содержание занятий и предлагаемые знания основываются на результатах анализа успешного опыта крупных промышленных и торговых предприятий («НЛМК», «Татнефть», «Сибур», «ЕВРАЗ», «Алроса», «Вымпелком», «X5 Ритейл Групп»), а также консалтинговых фирм (Deloitte&Touche, Accenture).
Категория слушателей: средний и операционный уровни персонала служб снабжения, материально-технического обеспечения и управления запасами промышленных, торговых и сервисных компаний корпоративного сектора; специалисты других функциональных подразделений компаний (производства, сбыта, продаж, маркетинга, ИТ, экономики и т.д.), имеющие высшее или среднее профессиональное образование; лица, получающие высшее образование или среднее профессиональное образование.
№ |
Наименование разделов, дисциплин, тем |
Трудоемкость |
Объем ауд. часов |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа |
Форма контроля | |||
в зачетных единицах |
в часах |
всего часов |
лекции |
практические занятия | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
I. |
Базовая профильная часть |
|
|
|
|
|
|
|
1.1 |
Вводное занятие. Управление снабжением и запасами в организации |
|
2 |
2 |
|
|
|
|
1.2 |
Часть 1. Стратегический сорсинг |
|
16 |
16 |
|
|
|
|
1.2.1 |
Категоризация номенклатуры ТМЦ. Анализ затрат в категории |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.2.2 |
Оценка требований бизнеса в категории. Работа кросс-функциональных групп |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.2.3 |
Анализ рынка. Оценка власти спроса и предложения в категории |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.2.4 |
Разработка, внедрение и актуализация категорийной стратегии |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.3 |
Часть 2. Управление взаимоотношениями с поставщиками |
|
16 |
16 |
|
|
|
|
1.3.1 |
Поиск и привлечение поставщиков. (Пред)квалификация / аккредитация. |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.3.2 |
Сегментация поставщиков. Программы стратегического партнерства |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.3.3 |
Оценка поставщиков. Разработка планов корректирующих мероприятий |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.3.4 |
Мониторинг и управление рисками во взаимодействии с поставщиками |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.4 |
Часть 3. Управление снабжением «от заявки до оплаты» |
|
16 |
16 |
|
|
|
|
1.4.1 |
Формирование потребностей. Планирование и бюджетирование закупок. |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.4.2 |
Каналы снабжения. Выбор формы и определение условий договорных отношений с поставщиком. |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.4.3 |
Способы выбора поставщика. Виды конкурсных процедур. |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.4.4 |
Транзакционные процессы снабжения: ведение заказов на поставку, мониторинг поставок, осуществление взаиморасчетов, претензионная работа. |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.5 |
Часть 4. Управление запасами ТМЦ |
|
16 |
16 |
|
|
|
|
1.5.1 |
Классификация запасов. Предназначение и параметры управления различными видами запасов покупных ТМЦ |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.5.2 |
Управление регулярными и страховыми запасами. Модели пополнения. Формы совместного управления запасами с поставщиком |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.5.3 |
Управление аварийно-техническими и спекулятивными запасами. Логика обоснования |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.5.4 |
Работа с неликвидными и невостребованными ликвидными запасами |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.6 |
Часть 5. Аудит и повышение эффективности снабжения |
|
8 |
8 |
|
|
|
|
1.6.1 |
Аудит цепей поставок: цели, инструменты и основные этапы проведения |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.6.2 |
Аудит снабжения: области анализа, основные показатели, разработка инициатив по совершенствованию |
|
4 |
4 |
|
|
|
|
1.7 |
Итоговая аттестация |
|
2 |
2 |
|
|
|
зачет |
|
Итого |
|
76 |
76 |
|
|
|
|
Помимо методологических и организационно-управленческих аспектов, отдельные разделы программы предполагают детальное рассмотрение инструментов управлениям снабжением в области информационных технологий на основе корпоративной информационной системы SAP ERP / S/4 HANA и облачного информационного решения SAP Ariba (в сотрудничестве с ООО «САП СНГ»). Перечень основных инструментов, предусмотренных программой, приведен ниже:
№ |
Наименование разделов, дисциплин, тем |
Перечень инструментов, планируемых к рассмотрению |
1 |
2 |
|
I. |
Базовая профильная часть |
|
1.1 |
Вводное занятие. |
|
1.2 |
Часть 1. Стратегический сорсинг |
|
1.2.1 |
Категоризация номенклатуры ТМЦ. Анализ затрат в категории |
SAP Ariba Spend Analysis |
1.2.2 |
Оценка требований бизнеса в категории. |
|
1.2.3 |
Анализ рынка. |
SAP Ariba Network Discovery |
1.2.4 |
Разработка, внедрение и актуализация категорийной стратегии |
|
1.3 |
Часть 2. Управление взаимоотношениями с поставщиками |
|
1.3.1 |
Поиск и привлечение поставщиков. |
SAP Ariba Supplier Lifecycle & Performance |
1.3.2 |
Сегментация поставщиков. | |
1.3.3 |
Оценка поставщиков. | |
1.3.4 |
Мониторинг и управление рисками во взаимодействии с поставщиками |
SAP Ariba Supplier Risks |
1.4 |
Часть 3. Управление снабжением «от заявки до оплаты» |
|
1.4.1 |
Формирование потребностей. |
SAP ERP / S/4 HANA |
1.4.2 |
Каналы снабжения. Выбор формы и определение условий договорных отношений с поставщиком. |
SAP Ariba Guided Buying SAP Ariba Catalogs, SAP Ariba Spot Buy |
1.4.3 |
Способы выбора поставщика. Виды конкурсных процедур. |
SAP Ariba Sourcing |
1.4.4 |
Транзакционные процессы снабжения: ведение заказов на поставку, мониторинг поставок, осуществление взаиморасчетов, претензионная работа. |
SAP Ariba Contracts SAP Ariba Buying SAP ERP / S/4 HANA ЭДО/EDI |
1.5 |
Часть 4. Управление запасами ТМЦ |
|
1.5.1 |
Классификация запасов. Предназначение и параметры управления различными видами запасов покупных ТМЦ |
|
1.5.2 |
Управление регулярными и страховыми запасами. |
SAP Ariba Supply Chain Collaboration SAP ERP / S/4 HANA |
1.5.3 |
Управление аварийно-техническими и спекулятивными запасами. |
|
1.5.4 |
Работа с неликвидными и невостребованными ликвидными запасами |
|
1.6 |
Часть 5. Аудит и повышение эффективности снабжения |
|
1.6.1 |
Аудит цепей поставок: цели, инструменты и основные этапы проведения |
SAP BW, Tableau/Qlik, Celonis |
1.6.2 |
Аудит снабжения: области анализа, основные показатели, разработка инициатив по совершенствованию |
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.