• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

О перспективах развития логистической инфраструктуры в эфире Радио «Россия»

Все разговоры о модернизации экономики и всего государства в целом останутся пустыми, если мы не построим качественные современные автомобильные дороги. Страна нуждается в развитой системе транспортных коммуникаций - в автодорогах, железных дорогах, аэропортах. Это – азы любой модернизации. Интервью с А.И. Федоренко, д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления логистической инфраструктурой НИУ ВШЭ

06.10.2010 12:44 МСК  "Персона грата": Анатолий Федоренко

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.

Все разговоры о модернизации экономики и всего государства в целом останутся пустыми, если мы не построим качественные современные автомобильные дороги. Страна нуждается в развитой системе транспортных коммуникаций - в автодорогах, железных дорогах, аэропортах. Это – азы любой модернизации. Без них, не в обиду властям будет сказано, в песок уйдёт любая политическая воля.

Гость программы – профессор кафедры управления логистической инфраструктурой Государственного университета - Высшей школы экономики Анатолий Федоренко.

- Годы идут, а ситуация в дорожной сфере России меняется крайне редко. Есть потребность и есть спрос – должно быть и предложение, но его нет. В чём Вы видите главное этому объяснение?

ФЕДОРЕНКО: Главная проблема заключается в нашем отставании. Мы начали строить дороги позже, чем страны Европы и Америка. Сейчас мы отстаём от них по развитию транспорта - на 35-40 лет.

- То есть уже не догнать?

ФЕДОРЕНКО: Нельзя говорить в целом, что не догнать. Сейчас этот вопрос можно решать только там, где есть деловая активность, где есть промышленные центры, где есть туристический бизнес, то есть там, где есть движение капитала, населения и товарных потоков, что само по себе диктует развитие транспортной сети. Но обеспечить населению транспортную доступность, мы, к сожалению, не можем.

- В Советском Союзе экономика была другой, мобилизационной, и финансовые ресурсы были сосредоточены в руках партии, которая практически монопольно их распределяла. Проблему дорог тогда тоже не решили. В истории России были разные периоды – и тощие, и тучные. Когда было мало денег – понятно, что было не на что строить. А когда было много денег – то почему-то всё равно ничего не получалось. Так у нас и не появилось эффективной системы организации строительства и эксплуатации дорог.

ФЕДОРЕНКО: В советское время у нас было товарное нормативное балансирование, было обеспечение потребностей, только считали тогда, в основном, научные потребности. Сколько было ресурсов – столько можно было и денег распределить на эти потребности. Но мы сейчас пожинаем плоды того, что любая транспортная, торговая и промышленная инфраструктуры создавались вокруг крупных промышленных центров. Развитие шло радиально. В советское время тоже на окраине было всё по-минимуму: и дорог, и других необходимых коммуникаций, и торговых сетей.

К сожалению, если мы хотим построить базовую сеть автобанов и железных дорог, то для этого нужны очень большие затраты. Создаваемый дорожный фонд частично поможет решить задачу повышение скоростей сообщения, уменьшения пробок и т.д., но полностью решить задачу повышения доступности транспорта населению – будет очень сложно. Нужны огромные финансовые ресурсы, и не только финансовые, деньги-то могут и найтись, нужны материальные ресурсы. Должна быть развитая инфраструктура строительства, должна работать промышленность строительных материалов, которая отстаёт на 30 лет от западных по качеству строительных материалов.

- Может быть, нам прибегнуть к помощи тех, кто умет это хорошо делать? Я не знаю, правда это или злые наветы, но говорят, что в Москве свои услуги по строительству автобанов и прочих коммуникаций предлагали немцы и французы. Они предлагали строить дёшево и качественно, чего в итоге столица не имеет. Но иностранцев к дорогам категорически не допустили. Это правда?

ФЕДОРЕНКО: Это и правда, и нет. Они работали на отдельных направлениях. Например, к аэропорту Домодедово связующую транспортную магистраль построили с участием западных специалистов и западных технологий.

Но я хочу сказать, что не всё так плохо. Мы уже реализуем отдельные проекты. Взять, например, подготовку к Олимпиаде в Сочи. Что мне нравится – так это то, что там всё решается комплексно в соответствии с международными стандартами. Конечно, это связано с большими затратами и обходится дороже, чем где-нибудь в провинции, но зато это - комплексное развитие. Наша проблема – в разнице экономических укладов. Мы говорим о развитии дорожного строительства, при этом забывая о промышленности, которая должна работать во благо этого строительства. На Западе разница между технологическим укладом и его производными небольшая, а у нас – огромная. Например, Обама решил 50 млрд долларов выделить на дорожное строительство. Но это уже – на развитие! Базовая сеть дорог при этом в Америке давно создана, при этом – качественных. У нас пока, к сожалению, таких базовых сетей нет…

Полностью беседу с гостем слушайте в аудиофайле.