• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Логистика - профессия 21 века. К системе подготовки и переподготовки специалистов по логистике и управлению цепями поставок

Об авторах: Дыбская В.В., д.э.н., профессор, декан факультета логистики НИУ ВШЭ Сергеев В.И.,д.э.н., профессор,зав. кафедрой управления цепями поставок НИУ ВШЭ

Некоторые читатели могут подумать, что название статьи чересчур претензионное. Однако практика бизнеса промышленно развитых стран и передовых компаний показывает, что  логистике и управлению цепями поставок (УЦП) отводится все более значимая роль в повышении эффективности и конкурентоспособности организаций бизнеса. В экономическом аспекте речь идет, прежде всего, о приоритетах развития производства и сферы услуг, основанных на инновационном подходе. Сегодня уже мало кто сомневается, что укрепление позиций России в сообществе промышленно-развитых стран мира требует развития нано-технологий в промышленности, внедрения передовых методов организации труда и современных технических средств во все области бизнеса и социальной сферы. В связи с этим важную роль современные концепции и технологии логистики и УЦП, основанные на интегральной парадигме. Это касается не только строительства современных объектов логистической инфраструктуры на макроэкономическом уровне (логистических центров, технопарков, кластеров, индустриальных парков), но и использования передового инструментария логистики и УЦП для повышения эффективности организаций бизнеса и укрепления их конкурентных позиций на международном рынке.

Практика западного бизнеса доказывает, что область профессиональной деятельности современного логиста — это уже не только хорошо знакомые всем виды операционной деятельности, такие, например, как перевозка, оформление товарно-транспортных документов, комплектация заказа, хранение товаров на складе, погрузка-разгрузка транспортных средств, таможенная «очистка» грузов и т.п. Сегодня логисты разного уровня иерархии управления передовых компаний (топ-менеджеры, координаторы логистического процесса в закупках, дистрибьюции и производстве, аналитики и функциональные логисты) занимаются проблемами, связанными с выбором и обоснованием корпоративной стратегии логистики, применением современных логистических концепций и технологий, разработкой оптимальных управленческих решений в функциональных областях логистики фирмы, выбором информационных систем и программных продуктов, поддерживающих логистику, моделированием и оптимизацией логистических бизнес-процессов и другими важными вопросами создания эффективной логистической системы компании.

Основная задача логиста — изыскивать оптимальные варианты принятия решений по управлению материальными потоками, а также связанными с ними информацией и финансами. Стратегическое видение логистики  заключается в поддержке выполнения корпоративной стратегии с оптимальными затратами ресурсов при управлении материальными и сопутствующими потоками. 

Несмотря на то, что огромное количество российских компаний имеет службы логистики и даже департаменты УЦП, топ-менеджеры подавляющего большинства из них рассматривают логистику в основном как область операционной деятельности. Базовым критерием для них по отношению к логистике является снижение операционных затрат. Подтверждением этому являются результаты проведенного в 2011-2012 годах Международным центром логистики (МЦЛ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) совместно с известной немецкой консалтинговой компанией «Barkawi Management Consultants GmbH & Co KG» («Баркави», г. Мюнхен) масштабного исследования логистического контроллинга около 200 российских компаний[1]. Анализ материалов обследования состояния контроллинга логистики показал, что около 95% компаний воспринимают логистику только как операционную деятельность, т.е. в полномочия служб логистики входит управления типичными операциями транспортировки, складской грузопереработки (отборки, сортировки, комплектации и т.п.), хранения, таможенного оформления, страхования грузов, управления отдельными процедурами заказов и т.д. Лишь немногие российские компании передают логистике так называемые координирующие функции[2]: интегрированное планирование, управление циклом выполнения заказов клиентов, межфункциональную координацию, управление стандартами сервиса, управление запасами по цепи поставок и т.п.

При этом многие хозяева и топ-менеджеры отечественных компаний явно недооценивают возможности логистики и УЦП, как инструментов уменьшения общих затрат, оптимизации баланса «затраты/уровень обслуживания», сосредотачиваясь, зачастую, только на сокращении любой ценой операционных логистических издержек. Между тем, инструменты интегрированной логистики и УЦП специально предназначены для оптимизации ресурсов компаний и цепей поставок в целом, в частности за счет синхронизации планирования, повышения надежности и устойчивости цепей поставок, применения новейших технологий логистической интеграции в условиях риска и неопределенности внешней среды.

Анализ состояния и тенденций развития логистики и управления цепями поставок в мировой экономике показывает, что формирование и управление базой знаний персонала компаний и организаций в области логистики и УЦП является решающим фактором успешного применения современных концепций и технологий в этих областях для реализации потенциала конкурентоспособности российских предприятий. Мировой экономический кризис наглядно продемонстрировал, насколько важным является умение компаний не только сокращать затраты, но и находить новые инновационные решения для сохранения устойчивости бизнеса в непростых и плохо предсказуемых макроэкономических условиях. Те фирмы, которые смогли правильно оценить ситуацию и вовремя перестроиться на новые рельсы интеграции и координации, как внутренних логистических бизнес-процессов, так и взаимоотношений с контрагентами в цепях поставок, смогли не только удержать свои позиции, но и добиться значительных результатов в повышении конкурентоспособности и упрочнения рыночных позиций. 

За последние 10 лет логистика в России превратилась в привычный функционал менеджмента большого количества отечественных компаний. Профессия «логист» стала очень востребована работодателями, однако в настоящее время ощущается острая нехватка квалифицированных логистов, особенно обладающих знаниями в новом направлении интегрированной логистики – УЦП. Только в Москве на начало 2013 года по данным рекрутинговых и консалтинговых компаний насчитывалось около 30 тысяч фирм, имеющих выделенную структуру управления логистикой и УЦП: службу, отдел, дирекцию или департамент. Между тем, всеми вузами России, лицензированными по специальности «Логистика и управление цепями поставок» выпущено на сегодняшний день только около двух с половиной тысяч дипломированных логистов. Преодолеть существующий огромный кадровый разрыв невозможно в короткие сроки, поэтому в решении этой задачи большая роль принадлежит системе дополнительной подготовки и переподготовки кадров по логистике и УЦП.

Использование современного инструментария логистики и УЦП невозможно без обученного персонала. Стало уже банальным говорить о том, что инвестиции в базу знаний компании имеют наибольшую отдачу, а без образованного персонала организации бизнеса невозможно успешно функционировать на современных рынках, особенно в условиях экономического кризиса. Высокие требования, предъявляемые сегодня бизнесом к квалификации персонала в области логистики и УЦП, обусловливают необходимость формирования многоступенчатой корпоративной структуры подготовки и переподготовки логистов.

Управление базой логистических знаний должно постоянно нацеливать высший и средний уровни персонала служб логистики компаний на то, что теоретическая подготовка современного логиста все в большей степени смещается в сторону знаний методов и моделей оптимизации в цепях поставок, принятия решений в условиях риска и неопределенности исходных данных, моделирования сложных логистических систем, использования широкого спектра прикладных SCM-программных продуктов и информационно-компьютерных технологий. Очевидно, что создание и управление базой знаний персонала компаний в области логистики и УЦП  является решающим фактором повышения конкурентоспособности и успешного применения современных концепций и технологий в этих областях бизнеса. Сложившаяся экономическая ситуация диктует те условия, в которых интегрированная логистика и УЦП для российских компаний должны превратиться в стратегический ресурс, требующий высокого уровня разнообразных и глубоких знаний персонала.

Мы уже неоднократно писали о том, что для внедрения логистических инноваций нужны хорошо обученные люди. В настоящее время в подавляющем большинстве компаний, работающих на российском рынке, высококвалифицированные логисты являются критическим ресурсом. На сегодняшний день всеми вузами России, имеющими лицензию  на подготовку логистов в системе высшего профессионального образования, выпущено только около двух с половиной тысяч специалистов. Положение с подготовкой кадров усугубляется тем, что в высшей школе РФ ликвидирована специальность 080506 «Логистика и управление цепями поставок», которая теперь трансформирована в профиль подготовки бакалавров направления «Менеджмент».

Мировая практика развития рынка образовательных услуг показывает, что логистика и УЦП является самостоятельным направлением подготовки специалистов в большинстве промышленно развитых стран. При переходе на двухуровневую систему подготовки высших профессиональных кадров «бакалавр-магистр» было выделено направление «Менеджмент», куда наряду с менеджериальными профилями вошла и логистика, потеряв не только свое собственное направление, но и квалификацию специалиста – «логист». В России десятки тысяч компаний различных отраслей имеют департаменты и отделы логистики, где нужны не менеджеры, а именно логисты. Возникла целая новая отрасль  - бизнес логистических провайдеров, востребованность услуг которых на рынке растет с каждым днем. Логистика переживает необычайный подъем на российском рынке, а в вузах ее ликвидировали, и ситуация возвратилась на 13 лет назад, когда бизнес нуждался в логистах, а вузы готовили менеджеров.

Имеющийся опыт подготовки логистов в нашей стране и за рубежом, а также требования, выдвигаемые бизнесом к логистам разного уровня, показывают, что подготовка бакалавров и магистров в рамках профиля в направлении «Менеджмент», как с научной (у менеджмента и логистики различные предметные области), так и с практической точки зрения (логистика сама должна иметь профили) не дает необходимого эффекта. Логистика нацелена на управление и оптимизацию товарно-материальных и информационных потоков как внутри предприятия (организации), так и в цепи поставок в целом. В сочетании с УЦП она относится к современным синтетическим научно-практическим направлениям, в которых технологическая и информационная составляющие играют чрезвычайно важную роль.

Предметные области направления подготовки выпускников «Логистика и управлению цепями поставок» обусловливают знания и навыки, необходимые для управления логистическим процессом обеспечения поставок товаров (услуг) от производителя до конечного потребителя. Иными словами в функции логиста входит планирование, исполнение и контроллинг потоков ресурсов (товаров, материалов, информации и т.п.) в сложных сетевых структурах бизнеса – цепях поставок. Деятельность логиста ориентирована, прежде всего, на решение проблемы управления добавленной ценностью при производстве продукции и услуг для конечного потребителя в сетевой структуре цепей поставок. При этом основной задачей является интеграция и синхронизация планов в цепи поставок, создание единой информационной платформы, на основе которых решаются проблемы межфункциональной и межорганизационной логистической координации, интегрированного управления запасами, кооперации и взаимодействия между поставщиками и потребителями.

Потребность отечественного рынка труда в логистах и специалистах по УЦП уже сейчас велика и будет интенсивно нарастать в дальнейшем . Так, по исследованиям рейтинговых и рекрутинговых компанийпрофессия «логист» в течение 2002-2012гг. устойчиво занимала место в первой десятке из 300 самых популярных профессий.  Неудовлетворенный спрос на логистов среднего и высшего звена в Москве на начало 2012 г. составил от 37 до 81% по различным отраслям, тогда как выпущенных дипломированных логистов ничтожно мало.

По ежегодно проводимому Всемирным банком рейтингу развития логистики (LPI) Россия занимает в 2012 году 95 место среди 155 стран мира, что недостойно великой державы. Во многом такая низкая позиция объясняется неудовлетворительным состоянием базы знаний российских компаний в области логистики и УЦП, а также катастрофической нехваткой дипломированных логистов.

Таким образом, исходя из особенностей ситуации на российском рынке труда, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая основные тенденции развития логистики и возникающие новые требования к логистическим провайдерам при вступлении России в ВТО, необходимо открытие в высшей школе нового направления подготовки бакалавров и магистров «Логистика и УЦП». Открытие в высшей школе России нового, отличного от «Менеджмента», направления подготовки бакалавров и магистров «Логистика и УЦП» в полной мере отвечает тенденциям развития рынка образовательных услуг и стратегическим целям развития экономики РФ в подготовке высококвалифицированных логистов. Реализация направления подготовки «Логистика и УЦП»  будет способствовать решению проблемы подготовки квалифицированных кадров, развитию профессиональных знаний  логистов в области интегрированной логистики и УЦП, соответствующих международным стандартам, а также внедрению современных логистических систем и технологий в практику работы отечественных предприятий и организаций.

Целью открытиянаправления подготовки бакалавров и магистров «Логистика и УЦП» является обеспечение потребностей российского рынка труда в квалифицированных специалистах по логистике и УЦП, формирование знаний, умений и навыков, позволяющих им эффективно решать вопросы управления логистической деятельностью и ключевыми бизнес-процессами в цепях поставок организаций бизнеса.     В декабре прошло года НИУ ВШЭ подал проекты Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) направления подготовки бакалавров и магистров «Логистика и УЦП» в Минобрнауки РФ. Сейчас проекты проходят процедуру экспертизы.

В Минобрнауки РФ неоднократно обращались различные вузы, общественные организации, крупные компании, определяющие лицо нашего бизнеса, по вопросу открытия отдельного от менеджмента направления «Логистика и управление цепями поставок».  В частности есть письма в поддержку открытия нового направления от Государственной Думы РФ (Комитет по транспорту», от Совета Федерации (Комитет по экономике), от ТПП Москвы, от конференции по кадровой политики (проект партии «Единая Россия» «Санкт-Петербург – Морская столица России», резолюция от 20 декабря 20010 года), от Национальной логистической ассоциации России, от Гильдии логистических операторов, а также от таких крупных компаний, как Газпром, Лукойл, ОАО «РЖД», Первая грузовая компания, Национальная транспортная корпорация, КамАЗ, АвтоВаз, холдинг «Сибур», Роснефть и др.

Международный опыт также свидетельствует об интенсивном росте числа зарубежных вузов, в которых подготовка логистов осуществляется по двум основным специальностям: «Логистика» и «Управление цепями поставок».

Авторы статьи обращаются с просьбой к вузам, компаниям, общественным организациям с просьбой поддержать открытие нового, отдельного от менеджмента, направления подготовки бакалавров и магистров «Логистика и управление цепями поставок». Письма (ходатайства) в поддержку можно присылать на адрес редакции журнала «Логистика и управление цепями поставок».

Будем надеяться, что при поддержке всех заинтересованных лиц новое направление подготовки логистов в РФ будет все-таки открыто.       

Рассматривая проблему создания и управления базой знаний персонала компаний в области интегрированной логистики и УЦП, необходимо акцентировать внимание на принципиальных вопросах: чему учить? и где обучать?, т.е. какие вузы и учебные центры осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации логистов?

Исходя из особенностей ситуации на российском рынке, принимая во внимание мировой опыт, а также учитывая основные тенденции развития логистики и возникающие новые требования к качеству обслуживания клиентов, можно выделить следующие важнейшие стратегические навыки и умения, формирование которых и является насущной задачей образования в области логистики и УЦП в России:

  • стратегическое планирование, моделирование и анализ цепей поставок;
  • управление и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок;
  • формирование и развитие логистической инфраструктуры для активного решения проблем повышения конкурентоспособности компаний и цепей поставок в целом;
  • решение проблемы «инсорсинг/аутсорсинг» логистики и выбор логистических провайдеров;
  • воплощение стратегий на тактическом и оперативном уровне с целью достижения баланса «затраты/логистический сервис»;
  • разработка и поддержка систем контроллинга и совершенствование набора KPI логистики;
  • управление запасами и логистическими рисками в цепях поставок;
  • управление цепями поставок с учетом формирования конкурентной логистической стратегии;
  • создание и использование эффективных информационных систем поддержки логистики и УЦП.

Формирование и развитие  знаний персонала компаний в области логистики и УЦП должно соответствовать организационной структуре и функционалу персонала служб логистики, которые, в свою очередь, зависят от отраслевой специфики, размера компании, структуры управления и т.п. Сегодня особенно велика потребность в дипломированных руководителях служб логистики компаний, интегральных менеджерах, осуществляющих логистическую координацию между функциональными подразделениями фирмы и управление цепями поставок, логистов-аналитиков высокого уровня, владеющих современными методами проектирования и эксплуатации логистической инфраструктуры в цепях поставок.

Как было указано выше, основная задача логиста – изыскивать оптимальные варианты принятия решений по управлению материальными потоками, связанной информацией и финансами в цепях поставок. Формирование и развитие  знаний персонала компаний в области логистики и УЦП должно соответствовать организационной структуре и функционалу персонала служб логистики (УЦП), которые, в свою очередь, зависят от отраслевой специфики, размера компании, структуры управления и т.п. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации, персонала служб логистики, как основная часть базы логистических знаний, должна учитывать в общем случае три уровня иерархии управления логистикой (УЦП) в фирме (рис. 1):

 

I – «Топ-менеджмент» - высший управленческий персонал, например, вице-президент компании по логистике, директор департамента УЦП, интегральный логистический менеджер, начальник отдела (службы) логистики, члены исполнительной дирекции фирмы, выполняющие функции высших логистических менеджеров, внутренние аудиторы, ведущие аналитики и т.п.

II – «Средний уровень» - средний управленческий персонал - руководители структурных подразделений (управления транспортировкой, управления складированием, управления запасами и т.п.)  службы логистики (УЦП) компании, логисты среднего звена с большим опытом работы, супервайзеры (координаторы) функциональных областей логистики компании или ключевых логистических бизнес-процессов, аналитики, ведущие логистические менеджеры и т.п.

III – «Операционный уровень» – низший линейно-функциональный персонал службы логистики фирмы: операционисты (персонал транспортных, складских, таможенных и IT подразделений,), аналитики-статистики низшего звена, вспомогательный персонал и т.п.

В соответствии с представленной на рис. 1 структурой подготовки персонала топ-менеджеры компании по логистике и УЦП должны иметь базовое высшее образование по специальности «Логистика и УЦП». Очень желательно наличие дипломов Мастер делового администрирования – Master of Business Administration - MBA (или «Master of Arts» (МА), «Master of  science» (MS),  «Executive ЕМВА»)  по направлению «Логистика и управление цепями поставок», а также международных сертификатов ELA/ECBL уровня EMLog «мастер логистики» или  ESLog «сеньор-логист»[3].

Старший/средний уровень персонала логистики компаний должен иметь высшее образование по специальности «Логистика и УЦП», а также желательно наличие сертификата ELA/ECBL уровня ESLog «сеньор-логист».

Наконец, персонал операционного уровня управления логистикой должен, по меньшей мере, пройти программу повышения квалификации, а лучше - профессиональной переподготовки. К примеру, очень востребованной оказалась европейская сертификация выпускников МЦЛ НИУ ВШЭ на операционный уровень – EJLog[4].

Здесь необходимо учитывать, что в связи с вступлением России в Болонский процесс, программы высшего профессионального образования должны отвечать мировым стандартам двухуровневой системы подготовки: бакалавр-магистр. В 2010/2011 учебном году для экономических и инженерно-экономических вузов России закончился прием абитуриентов на 5-летние программы обучения (специалитет).

Для подготовки логистов (первое высшее образование) важно понимать, что теперь вместо специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок», которая была открыта в России с 2000 года, существует лишь одноименный профиль в направлении подготовки «Менеджмент», в рамках которого будут выпускаться бакалавры. Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) баклавар-логист будет в основном ориентирован на операционную логистическую деятельность и на позиции в компаниях, связанные со средним или операционным управленческим звеном.

Одним из важнейших вопросов проблемы подготовки и переподготовки кадров для служб логистики является вопрос о том, где обучать персонал?  Сегодня в России не так много вузов и учебных центров, предлагающих обучение в области логистики и УЦП. Большинство обучающих структур реализуют короткие программы повышения квалификации персонала в разрезе общей логистики. Вузы или учебные центры, которые реализуют длительные программы, второе (ускоренное) высшее образование или МВА по логистике и можно пересчитать буквально на пальцах одной руки. Среди них особняком стоит Международный центр подготовки кадров в области логистики Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики (МЦЛ НИУ ВШЭ[5]), которому в апреле 2013 года исполнилось 13 лет.

За относительно короткое время своего существования МЦЛ стал ведущим в России и странах СНГ центром подготовки высококвалифицированных кадров по логистике и УЦП. В настоящее время Центр осуществляет подготовку персонала по широкому спектру программ (всего 14): от повышения квалификации – до программ МВА и магистерских программ по логистике и УЦП. Большинство длительных и элитных программ обучения по логистике и УЦП, предлагаемых МЦЛ, не реализуется больше ни одной обучающей структурой в России и СНГ. На конец июня 2013 года в МЦЛ прошли обучение и учатся около 4400 человек - представителей свыше 2700 отечественных и зарубежных фирм и организаций, работающих на российском рынке. Пожалуй, нет ни одной крупной компании нефтегазодобывающей отрасли, черной и цветной металлургии, автомобилестроительных заводов, предприятий машиностроения, телекоммуникационных компаний, крупных дистрибьюторов и сетевых розничных операторов, а также логистических компаний, персонал которых не прошел бы обучения в МЦЛ НИУ ВШЭ. 

В Центре на сегодняшний день собраны лучшие профессорско-преподавательские кадры по логистике в России. В проведении занятий участвуют специалисты по логистике и УЦП передовых фирм, крупных консалтинговых и информационных компаний. В компьютерных классах МЦЛ НИУ ВШЭ установлены учебные версии современных информационно-компьютерных систем и программных приложений поддержки логистики и SCM: таких  компаний, как SAP AG (SAP\ERP, SAP APO, SAP SCM), Oracle (Oracle E-Business Suite, Oracle SCM), Microsoft (MS Dynamics AX, Dynamics NAV), IBM и других. Заключены договоры о сотрудничестве с компаниями ЛУКОЙЛ, НК Роснефть, ТНК ВР, КамАЗ, SAP AG, IBM, Microsoft Business Solution, i2 CIS, Национальная логистическая компания (Itella), а также ОАО РЖД, Первой грузовой компанией, Независимой транспортной компанией, Союзом металлургов России, Гильдией логистических операторов по совместному продвижению обучающих программ и развитию систем поддержки принятия решений по логистике и управлению цепями поставок. 

МЦЛ подготавливает и реализует корпоративные программы обучения и семинары по логистике и SCM по заявкам компаний. В числе уникальных услуг Центра экспресс-экспертиза компаний по логистике, тестирование и подбор персонала служб логистики компаний, европейская трехуровневая сертификация логистов. МЦЛ является членом Европейской логистической ассоциации (ELA) с 2001 года. К занятиям по длительным и элитным программам постоянно привлекаются ведущие зарубежные специалисты и профессора из университетов, крупных обучающих центров и логистических компаний США, Великобритании, Германии, Финляндии, Швеции, Голландии, Польши.

В 2001-2011 гг. были разработаны и реализованы корпоративные программы подготовки и переподготовки по логистике и УЦП персонала более 40 крупнейших компаний, определяющих лицо российского бизнеса, в том числе ОАО «Газпром» (2001г.), НК «ЮКОС РМ» (2002-2004 гг.), ОАО «Русский Алюминий» (2004 г.), ОАО «КамАЗ» (2004 г.), ОАО «Ростсельмаш» (2003 г.),  ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (2005 г.), ЭКЗ «Лебедянский» (2005 г.), ЗАО «СОНИ», ЦВ «ПРОТЕК» (2004 г.), ГК «СОК», ОАО «Связьинформ», ЗАО «Билайн», (2005 г.), НК «РОСНЕФТЬ» (2006 – 2008гг.), ЗАО «МТС» (2005-2008 гг.),  холдинг «РУМЕЛКО», «Независимая транспортная компания» Нефтяная компания «ТНК-ВР», «Первая грузовая компания», холдинг «СИБУР», «Юкос Транс Сервис» (2008-2012гг.) и др.

Основными конкурентными преимуществами МЦЛ НИУ ВШЭ являются:

  • преподавательский состав высококлассных специалистов в области логистики и УЦП;
  • фундаментальные научные разработки в теории логистики и УЦП, учебники и учебные пособия, рекомендованные УМО «Логистика» в качестве базовых для других вузов РФ;
  • высокий уровень качества предоставляемых образовательных услуг;
  • широкий спектр предлагаемых программ обучения, в том числе международных;
  • большое количество выполненных научно-исследовательских работ и проектов в области логистики и УЦП, в частности, развития логистической инфраструктуры РФ;
  • партнерские отношения с передовыми логистическими компаниями и системными интеграторами для усиления практической направленности обучения.

Приоритетными направлениями развития и укрепления конкурентных позиций МЦЛ НИУ ВШЭ являются:

  1. Повышение качества образовательного процесса и укрепление преподавательского состава.
  2. Развитие элитных международных программ обучения.
  3. Развитие спектра и содержания дистанционных программ обучения.
  4. Совершенствование организационной структуры и технической базы обучения.
  5. Развитие информационной поддержки образовательного процесса.

Что касается базовых программ дополнительного (послевузовского) обучения по логистике, то в прошлом учебном году в МЦЛ закончился прием на второе высшее образование (3 года обучения) по специальности 08.05.06 «Логистика и управление цепями поставок». Эта программа была наиболее востребована в МЦЛ в течение последних 10 лет. Поэтому (наряду с очень популярной в бизнес-среде программой МВА по логистике и УЦП), с 2011/2012 учебного года, МЦЛ начал реализацию программы бакалавриата по логистике в ускоренные сроки (3 года), а также программы МА («Master of Art») по логистике и УЦП и программ повышения квалификации со специализациями «Логистика торговых компаний», «Промышленная логистика», Логистика для логистических провайдеров».

МЦЛ планирует дальнейшее развитие эксклюзивных и международных (совместно с зарубежными обучающими структурами) средне и долгосрочных программ «Executive Logistics Manager», «Executive МВА», DBA по логистике и УЦП и др. В 2014/2015 учебном году  планируется начало реализации в МЦЛ международных программ МВА по специализациям «Логистика и управлении цепями поставок» и «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика» с выдачей двойного диплома совместно с университетом Сорбонна (г. Париж, Франция) и Техническим Университетом (г.Эйндховен, Нидерланды).

Коротко остановимся на отдельных программах верхнего уровня управления (см. рис. 1) по логистике и УЦП, предлагаемых МЦЛ (см. Сравнительный анализ программ обучения).

Учитывая, что дипломированные логисты-аналитики, имеющие также знания в области УЦП, сегодня являются критическим ресурсом для многих компаний, работающих на российском рынке, в октябре 2011 года (17-й поток) МЦЛ начал реализацию новой программы МВА по специализации «Стратегическая логистика и бизнес-аналитика». Программа является элитной программой подготовки высшего персонала предприятий по овладению методологией и инструментарием проведения анализа и аудита логистики компаний, а также стратегического планирования и управления логистической деятельностью в цепях поставок.

Программа разработана какинновационный образовательный продукт, нацеленный на формирование ведущих логистов-аналитиков стратегического уровня.Она призвана восполнить недостаток в России логистов высшей квалификации – директоров департаментов логистики и УЦП, интегральных логистических менеджеров, координаторов логистических бизнес-процессов в цепях поставок, ведущих аналитиков, экспертов и аудиторов, научных работников, исследователей и консультантов, владеющих международной методологией и практикой бизнес-анализа и аудита логистики фирмы на основе интегральной концепции логистики и использования инновационных подходов теории Supply Chain Management.

Совсем недавно Правительством России был рассмотрен новый откорректированный проект Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. В ней одной из главных целей определена задача обеспечения доступности и конкурентоспособности транспортных услуг для населения и грузовладельцев в соответствии с потребностями инновационного развития экономики страны. Очевидно, что достижение указанной цели и успешное выполнение запланированных мероприятий зависит от развития логистической инфраструктуры страны, основными элементами которой должны стать логистические центры (ЛЦ). В Транспортной стратегии указывается на необходимость осуществления во всех субъектах РФ мероприятий по созданию сети ЛЦ для оказания комплексных логистических услуг. При развитии транспортного комплекса РФ акцент делается на проекты, связанные с внедрением высокоэффективных логистических технологий, развитием международных и межрегиональных транспортных коридоров, а также создание транспортно-логистических систем на стыках между видами транспорта.

Поэтому в прошлом году МЦЛ начал реализацию первой в России магистерской программы в системе дополнительного образования – «Стратегическое управление логистической инфраструктурой» (аналог международных программ MS – Master of Science).

Цель Программы - подготовка в России магистров высшей квалификации – начальников служб логистики компаний (департаментов, дирекций, отделов), SC-директоров, директоров компаний по развитию, специалистов высшего и среднего звена предприятий, организаций и учреждений (в том числе, министерств, ведомств, банков, инвестиционных фондов, проектных институтов, девелоперских и управляющих компаний), а также логистических координаторов, интегральных логистов, ведущих проектировщиков, аналитиков, экспертов, научных работников, преподавателей вузов, исследователей и консультантов, владеющих международной методологией и практикой экспертизы, проектирования и стратегического управления логистической инфраструктурой на основе интегральной концепции логистики и использования инновационных подходов теории управления цепями поставок.

Программа  нацелена на формирование у выпускников следующих ключевых компетенций:

  • знание передовых концепций и технологий интегрированной логистики и УЦП, позволяющих компаниям успешно конкурировать в динамичной среде бизнеса;
  • овладение навыками и инновационными управленческими решениями по проектированию и стратегическому управлению современной логистической инфраструктурой предприятий различных отраслей, промышленных и торговых компаний, логистических провайдеров;
  • освоение принципов и методов аналитического исследования, экспертизы и аудита состояния и тенденций развития логистической инфраструктуры на микро- и макроэкономическом уровне;
  • освоение моделей и методов мониторинга и анализа рынка логистического сервиса и логистической инфраструктуры в мире и в РФ;
  • овладение методологией и практическими методами проектирования и управления системами интегрированной логистической поддержки функционирования товарных рынков, городских агломераций, индустриальных и технопарков, производственных и логистических кластеров:
  • овладение международной методологией и практическими методами создания логистических центров в промышленности, торговле, в транспортном комплексе (международных транспортных коридорах, транспортных узлах), регионах и крупных городах; 
  • овладение навыками стратегического управления логистикой, оценки эффективности стратегии на основе сбалансированной системы показателей, механизмов логистической координации в цепях поставок;
  • знание современных систем интегрированной информационной поддержки стратегического планирования, проектирования и управления объектами логистической инфраструктуры в цепях поставок.

Особенностью Программы является нацеленность на системное решение стратегических проблем создания и развития логистической инфраструктуры предприятий и организаций в контексте современной интегрированной логистики и УЦП. Программа формирует креативное мышление и представление о процессах решения стратегических задач проектирования, строительства и управления объектами логистической инфраструктуры как на уровне отдельной компании, так и на макроэкономическом уровне. Полученные в рамках Программы знания и навыки позволят выпускникам-магистрам работать на должностях высшего и среднего уровня управления в отделах логистики компаний по вопросам организационного развития, стратегического планирования и управления логистической инфраструктурой, в аналитических и консалтинговых компаниях, в банках, инвестиционных фондах, девелоперских, управляющих и консалтинговых компаниях, а также в организационных подразделениях министерств и ведомств РФ по проектированию и управлению объектами современной логистической инфраструктуры.

Для адекватной замены программы второго высшего образования в ускоренные сроки по специальности 080506 «Логистика и УЦП»  МЦЛ предлагает варианты: «профессиональная переподготовка» плюс «магистерская программа» (или «программа МВА»). Программа МЦЛ «Профессиональной переподготовки  с последующей европейской сертификацией на уровень «Сеньор-логист» в разрезе базового блока специальных дисциплин покрывает основные компетенции выпускника с квалификацией «логист» примерно на 75-80% по сравнению с ликвидированной специальностью 080506 «Логистика и УЦП».

Как уже было заявлено, для получения дополнительных знаний, формирующих компетенции логиста в стратегическом аспекте, а также с учетом отраслевых специализаций, МЦЛ предлагает новую магистерскую  программу «Стратегическое управление логистической инфраструктурой». В дальнейшем МЦЛ планирует последовательное расширение блока международных магистерских программ по логистике и УЦП (аналог зарубежных программ типа Master of Science – MS) по логистике автомобильной промышленности, Supply Chain Management и логистике топливно-энергетического комплекса. Уже сейчас слушатели могут воспользоваться в этом плане магистерской программой «Стратегическое управление логистикой»[6], реализуемой факультетом логистики НИУ ВШЭ с 2009 года.

В нижеследующей таблице приведены сравнительные характеристики основных программ обучения, реализуемых в МЦЛ, по позициям и компетенциям персонала в управленческой иерархии службы логистики (УЦП). Надеемся, что данная информация поможет потенциальным слушателям МЦЛ НИУ ВШЭ в выборе адекватной для них образовательной программы по цене и уровню получаемых знаний, умений и навыков.

В заключение рассмотрим практику оценки квалификации персонала служб логистики компаний в разрезе опыта европейской сертификации логистов. Как показывает практика, многие российские компании заинтересованы в объективной оценке своих логистов на соответствие международным квалификационным требованиям. В Европе существует сложившаяся объективная трехуровневая система тестирования и сертификации логистических менеджеров Европейской логистической ассоциации и Европейского сертификационного комитета по логистике[7]:

  1. Supervisory/Operational level (Junior level) – EJ Log - (юниор-логист -контролирующий/операционный логист);
  2. Senior level – ES Log – (сеньор логистики - старший логист);
  3. Master (Strategic) Level – EM Log – (мастер логистики - логист стратегического уровня).

«Мастер логистики» (Стратегический логист) – это уровень топ-менеджмента: вице-президенты компании по логистике, директора по логистике, начальники логистических отделов (служб) компаний. Высший уровень персонала должен обладать стратегическим мышлением, разрабатывать стратегический план, уметь формировать бюджет компании по логистике, координировать работу функциональных подразделений по логистическим параметрам, планировать и управлять работой цепей поставок, формировать организационную структуру службы логистики, выбирать информационную систему поддержки логистики и т.д.

Для персонала, отвечающего уровню «Сеньор логистики» (старший логист)важно уметь управлять логистическими бизнес-процессами в функциональных областях деятельности компании – в закупках, дистрибьюции, производстве. В большинстве случаев они являются руководителями структурных подразделений службы логистики (транспортного хозяйства, складского комплекса, подразделений управления заказами, закупками и запасами, аналитического отдела, подразделений информационной поддержки, управления сервисом и др.), аналитиками высокого уровня и координаторами (супервайзерами) логистического процесса в закупках, производстве и дистрибьюции, ведущими менеджерами по управлению и контроллингу цепей поставок и т.п.Наконец, низшая ступень «Юниор-логист» (операционный логист) - это персонал линейного/функционального уровня управления логистическими процессами и видами деятельности, в том числе: транспортировкой, складированием, грузопереработкой, управлением запасами, управлением сервисом, управлением заказами, логистической поддержкой производственных операций, информационной поддержкой логистики и управления цепями поставок.

Европейская трехуровневая сертификация логистов осуществляется на основе « Стандартов в области логистики/управления цепями поставок »[8](далее «Стандартов»), на основе которых Европейский сертификационный комитет по логистике –ECBL[9] - проводит в настоящее время сертификацию физических лиц, отвечающих требованиям данных стандартов.

Национальные сертификационные комитеты, созданные по одному в каждой стране, входящей в совет ECBL, должны аттестовывать соискателей на соответствие требованиям установленных «Стандартов» ELA/ ECBL. При этом программы обучения, подготовки и переподготовки персонала в области логистики/SCM для прохождения такой аттестации разрабатываются и применяются в каждой стране самостоятельно на основе имеющейся практики, стандартов высшего и профессионального образования и традиций, сложившихся в стране – членеECBL.

Для получения сертификата ECBL любого из трех уровней нужно пройти определенную стандартную процедуру тестирования, комиссией асессоров,  назначаемых национальным сертификационным комитетом, страны, входящей в ECBL. В качестве исполнителей программ подготовки кандидатов для тестирования и сертификации рассматриваются вузы, центры профессиональной подготовки и переподготовки, которые  обеспечивают помощь кандидатам в начальной оценке их соответствия тому или иному уровню квалификации, а затем предоставляют учебные программы для получения соответствующих знаний и навыков. Важно и то, что эти центры отвечают за подготовку к процессу тестирования, что облегчает кандидатам прохождение квалификационных процедур.

Такую подготовку осуществляет в России МЦЛ НИУ ВШЭ, учебные программы которого (в частности, программы повышения квалификации и профпереподготовки с последующей сертификацией на уровни EJLog и ESLog, соответственно)  специально ориентированы на прохождение его слушателями трехуровневой европейской сертификации.

В России право европейской сертификации логистов делегировано Национальному сертификационному комитету по логистике (НСКЛ[10]) России, созданному на базе Национальной логистической ассоциации России[11] (НЛА) и МЦЛ НИУ ВШЭ. НСКЛ России  начал проводить тестирование российских логистов по принятой в Европе трехуровневой системе сертификации с февраля 2003 года.

В состав асессоров НСКЛ входят ведущие профессора и специалисты по логистике вузов и организаций России. На середину 2013года в России уже прошли процедуру тестирования НСКЛ и получили европейские сертификаты разных уровней свыше 620 логистов. Начавшаяся в России сертификация логистов по процедуре ECBL безусловно будет способствовать повышению уровня профессиональной подготовки специалистов по логистике и УЦП. 

 


[1] www.mclog.ru/logistics-controlling-2011.php

[2] Корпоративная логистика в вопросах и ответах. Под общей и науч. ред. проф. В.И. Сергеева./ Изд. 2-е пер. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 634с.

[3] См. страничку "Европейская сертификация"

[4] Из примерно 650 человек, успешно прошедших в МЦЛ процедуру европейской (ECBL) сертификации, около 70% имеют сертификаты уровня EJLog.

[5] http://mclog.hse.ru/review_pr

[6] www.hse.ru/logistis. Для удобства работающих слушателей занятия по данной программе проводятся в вечернее время.

[7] www.elalog.org

[8] ELA Certification for Logistics Professionals. Standards 040805. (2004). — Brussels: European Certification Body for Logistics. - 15 p.

[9] ECBL – European Certification Board for Logistics – www.elalog.org .

[10] См. http://mclog.hse.ru/escl

[11] www.nla.ru