• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аннотация программы Executive MBA «Директор по управлению цепями поставок»

С момента своего появления в начале 1980-х годов«Управление цепями поставок» - Supply Chain Management (SCM) стало одной из наиболее популярных концепций в бизнесе.Управление цепями поставок - относительно новая парадигма, получившая широкое признание среди ученых и специалистов. Многие аналитики сходятся во мнении, что данная концепция не только стала катализатором коренных изменений в целом ряде отраслей, но и трансформировала представление о природе конкуренции.

По данным крупнейших аналитических и консалтинговых компаний (AMR Research, Accenture, Forrester Research и др.), благодаря применению SCM-концепции компании получают следующие конкурентные преимущества:

  • увеличение прибыли от 5% до 15%;
  • уменьшение стоимости и времени обработки заказа от 20% до 40%;
  • сокращение времени выхода на рынок от 15% до 30%;
  • сокращение затрат на закупки от 5% до 15%;
  • уменьшение складских запасов от 20% до 40%;
  • сокращение производственных и логистических затрат от 5% до 15% .

В самой общей трактовке SCM – это создание и оптимизация добавленной ценности для конечного потребителя в цепи поставок за счет интеграции ключевых бизнес-процессов и координации деятельности контрагентов цепи. Мировой экономический кризис показал, насколько важным является умение компаний не только сокращать затраты, но и находить новые инновационные решения для сохранения устойчивости цепей поставок в непростых и плохо предсказуемых макроэкономических условиях. Те фирмы, которые смогли правильно оценить ситуацию и вовремя перестроиться на новые рельсы интеграции и координации, как внутренних бизнес-процессов, так и взаимоотношений с контрагентами в цепях поставок, смогли не только удержать свои позиции, но и добиться значительных результатов в повышении конкурентоспособности и упрочнения рыночных позиций.     

В начале нынешнего века интенсивная глобальная конкуренция стимулировала дальнейшее активное внедрениеSCM в практику бизнеса. Один из видных теоретиков менеджмента Питер Друкер, а вслед за ним и известные консалтинговые компании объявили о сдвиге парадигмы управления бизнесом в сторонуSCM. По словам П. Друкера: « Одно из самых значительных изменений парадигмы современного бизнес-управления заключается в том, что отдельные предприятия больше не могут конкурировать между собой как автономные образования, но конкурируют как цепи поставок.Управление бизнесом вошло в эпоху межсетевой конкуренции и конечный успех отдельного предприятия будет зависеть от способностей руководства к интеграции в цепи поставок конкретной компании »[1].

Концепция SCM основана на принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов, моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов фокусной компании цепи поставок с поставщиками и клиентами. Программные SCM-приложения присутствуют в составе наиболее продвинутых интегрированных корпоративных информационных систем, в частности ERP/CSRP-класса, гарантируя доставку необходимого товара и сервиса в нужное место точно в срок и с оптимальными общими  затратами.

Лидеры мирового рынка, в частности глобальные компании из списка «Fortune Global 500»[2] успешно применяют идеологию УЦП в своем бизнесе. По рейтингу «Топ-25 в цепях поставок»[3], составленному Gartner Research в 2015 году, в пятерку лидеров попали такие корпорации, как Amazon, McDonald's, Unilever, Intel, Inditex. Указанный рейтинг и анализ лучшей практики показали, что компании-лидеры продолжают наращивать гибкость и осуществлять стратегии по снижению рисков и повышению надежности цепей поставок; адаптируют SC-решения в разрезе комплексной оптимизации добавленной ценности для клиентов; улучшают реакцию на запросы клиента, используя глобально выстроенные сетевые структуры цепей поставок. Практика SCM компаний-лидеров доказала эффективность построения и анализа бизнеса исходя из интегрированного рассмотрения всей цепи создания добавленной ценности, всех ее внутрифирменных и межорганизационных участков и мест стыковки различных звеньев цепи поставок, а не оптимизации локальных функций управления собственной компанией.

Такие драйверы, как доверие, эффективные коммуникации, а также обмен информацией и активами в начале XXI века привели к развитию в рамках SCM более эффективных стратегий для создания конкурентных преимуществ и улучшения отношений между контрагентами с точки зрения результативности цепи поставок. В последнее время многие фирмы пытаются перейти от отношений жесткой конкуренции к более активному сотрудничеству и доверительным взаимоотношениям в цепях поставок. Это открывает перспективы для эффективного взаимодействия «фокусная компания – поставщик – потребитель», основанного на доверии и взаимном сотрудничестве.

В организационных структурах управления передовых компаний, работающих на российском рынке, появились первые SCM-департаменты, а также соответствующие должности персонала, например, такие как SC-директор, координатор цепей поставок, менеджер по планированию цепи поставок, интегральный SCM-менеджер, супервайзер по контролю и мониторингу цепей поставок и т.п.

В настоящее время в России ощущается острый дефицит кадров высшей квалификации в области SCM. Именно по этой причине в МЦЛ НИУ ВШЭ была разработана новая инновационная программа Executive MBA «Директор по управлению цепями поставок» - «SupplyChainDirector».

Программа не имеет аналогов в РФ, странах СНГ и Балтии. Цель программы – дать слушателям ключевые навыки и компетенции в области SCM решений по оптимизации ресурсов и добавленной ценности в цепях поставок, познакомить с передовой международной SC-практикой управления компаний – лидеров.

Программа Executive МВА «Supply Chain Director» представляет собой сбалансированный набор модулей, в комплексе раскрывающих проблемы  управления цепями поставок и вырабатывающих ключевые компетенции, которыми должен обладать SC-директор. Нельзя не акцентировать внимание на том, что позиция SC-директора в иерархической структуре управления компанией стоит сразу за CEO, что предопределяет не только очень высокий уровень заработной платы, но и большую ответственность за принятие управленческих решений.

Программа включает 16 модулей, при изучении которых слушатель в комплексе получает теоретические знания и практические SCM-навыки применительно к задачам современного бизнеса. Акцент  в программе сделан на основные конкурентные преимущества, достигаемые компаниями, использующими идеологию «Supply Chain Management».

Хочется выразить надежду, что программа будет способствовать развитию профессиональных знаний топ-менеджмента, а также внедрению концепции и технологий SCM в практику работы компаний, работающих на российском рынке.

 Виктор Сергеев,
доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой Управления цепями поставок НИУ-ВШЭ,
президент Международного центра логистики НИУ-ВШЭ,
президент Национальной ассоциации логистики
и управления цепями поставок России

 


[1] Drucker, P.F. (1998). Practice of Management, Butterworth Heinemann, Oxford.

[2] http://www.fortune.com/fortune

[3] The Gartner Supply Chain Top 25 for 2015

МЦЛ НИУ ВШЭ оставляет за собой право вносить незначительные изменения в программу модулей и состав преподавателей


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!